Активная практика: через волонтерство в профессию

Региональный творческий конкурс “Человек в профессии”

Региональный профориентационный конкурс «Мой путь в профессию»

Краткое описание

В рамках проекта «Активная практика 3.0: через волонтерство в профессию» организованы и проведены информационные, просветительские, консультационные и досуговые мероприятия, направленные на создание условий для становления профессионального самоопределения школьников, студентов и выпускников ссузов и вузов в следующих областях профессиональной деятельности: социальная работа и педагогика; культура и искусство; маркетинг и реклама; информационные и коммуникационные технологии; СМИ и масс-медиа; социальное проектирование и социальное предпринимательство.

Участники проекта – молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет из г.Волгограда и Волгоградской области с низкими стартовыми возможностями в количестве не менее 30 человек. Для участников проекта проведены семинары, мастер-классы, тренинги, воркшопы, встречи с профессионалами – не менее 16 мероприятий; разработаны методические рекомендации в электронном виде по профориентации для старшеклассников, по организации своего дела для самозанятых и социальных предпринимателей.
 

Основные мероприятия практической части проекта проходят на нескольких интерактивных площадках:

  • – «Медиаперспектива и информационные технологии» – прохождение производственной практики, стажировки, добровольческая работа на базе информационных ресурсов/сайтов организации и групп в социальных сетях. Содержание работы включает написание постов, создание иллюстраций и презентаций, настройку таргетированной рекламы, разработку пиар-акций. Участники проекта, интересующиеся IT-сферой, смогут попробовать себя в создании сайтов, разработке приложений для некоммерческих организации, администрировании сайтов, настройке локальных сетей и СРМ-системы.
  • – «Организация клубной и досуговой деятельности» предполагает непосредственное руководство кружками, студиями по следующим направлениям: художественно-эстетическому, интеллектуальному и физическому развитию детей и подростков, а также организацию досуговых и культурно-массовых мероприятий. В помещении организации участники проекта проводят занятия в 6 кружках/студиях для 40 детей и подростков в возрасте от 5 до 14 лет из социально незащищенных категорий населения, а также проводят досуговые и культурно-массовые мероприятия в помещении организации и на выезде (не менее 15 мероприятий).
  • – «Социальное проектирование и социальное предпринимательство» позволит участникам проекта управлять ресурсами, командой, временем и рисками социального проекта, разработать и реализовать свой социальный проект на базе организации или разработать бизнес-модель социального предприятия и получить консультации наставника для его успешного запуска. Научиться создавать успешные проекты – главный результат этой интерактивной площадки.

Значимым мероприятием проекта станет проведение регионального профориентационного конкурса “Мой путь в профессию”. Качественные результаты проекта представляются его участниками на отчетной конференции.
Всего в мероприятиях проекта примут участие не менее 400 человек.

Цель

  1. Создание условий для становления профессионального самоопределения школьников, студентов и выпускников ссузов и вузов с низкими стартовыми возможностями в следующих областях профессиональной деятельности: социальная работа и педагогика.
  2. Культура и искусство.
  3. Маркетинг и реклама.
  4. Информационные и коммуникационные технологии.
  5. СМИ и масс-медиа.
  6. Социальное проектирование и социальное предпринимательство.

Задачи

  1. Провести отбор участников проекта.
  2. Подготовить оборудование и материалы для реализации проекта.
  3. Организовать и провести мероприятия теоретической части проекта.
  4. Организовать и провести мероприятия практической части проекта на интерактивных площадках.

Региональные творческие конкурсы
 
Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении многих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, будет существенно влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли «кем быть» и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы:
  1. Положение о региональном творческом конкурсе «ЧЕЛОВЕК В ПРОФЕСИИ»
  2. Региональный профориентационный конкурс «Мой путь в профессию»

Обоснование социальной значимости

Школьники, студенты и выпускники вузов и ссузов, г. Волгограда и Волгоградской области с низкими стартовыми возможностями в возрасте от 14 до 35 лет испытывают трудности в выборе будущей профессии и последующем трудоустройстве по специальности, которая являлась бы призванием человека, а не просто способом заработать себе на жизнь.

 
Результаты исследования «Молодежь на старте карьеры», проведенного благотворительным фондом «КАФ» в 2019 г., свидетельствуют о том, что только 45% молодых людей находят постоянную работу по специальности. Среди молодых людей с низкими стартовыми возможностями эта доля составляет только 30%.
 
Опрос молодых людей от 14 до 25 лет из малообеспеченных семей, живущих в небольших городах (до миллиона человек), раскрыл сущность проблемы.
 
«Молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет попадают на рынок труда с нехваткой опыта и компетенций, но при этом предъявляют завышенные требования к месту работы и ожидают, что на рабочем месте получат наставника, который обучит их профессии. Большинство недостаточно мотивированы и уверены в собственных силах, они ориентируются на внешние факторы и обстоятельства, например, больше половины (51%) верят в трудоустройство по знакомству. Молодым людям нужна поддержка на этапе планирования карьеры, и это системная задача и для образовательных учреждений, и для работодателей, и для некоммерческих организаций», – отмечает автор исследования, консультант «КАФ» Юлия Ходорова.
 
Современные юноши и девушки, в большинстве своем, не уверены в своих силах и знаниях и не понимают, с чего начинать поиски работы и где ее искать.
 
Лишь 39% молодежи проходили обучение по планированию карьеры и профориентации. Они опираются на свои учебные заведения как основные источники получения знаний и не склонны к дополнительному образованию и расширению кругозора. Только 15% из них пользовались дистанционными курсами, а обучение помимо своего учебного заведения находили всего 4%.
 
Самостоятельный поиск работы зачастую сопровождается неудачей или, как правило, первый опыт работы является негативным. При этом большинство считает, что отсутствие опыта – это препятствие для приема на работу. При отсутствии опыта работы получается замкнутый круг: на работу невозможно устроится, так как нет опыта, а опыт можно получить только на работе, на которую без опыта не принимают…
 
Кроме того, исследование развеяло миф, о том, что волонтерство актуально в молодежной среде. К сожалению, молодые люди редко рассматривают волонтерство, временную работу, стажировки как этапы подготовки к профессиональной деятельности. В волонтёрских проектах во время учебы участвовали только 9% респондентов, а ведь участие в волонтерских проектах – важный способ формирования «софт скиллз», отношений в команде. Soft skills (софт скиллз, мягкие навыки, гибкие навыки) – это кросс-функциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой профессии вы работаете. Например, умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям и другие. Практика и стажировки зачастую бывают формальными – работодатели нередко сваливают на стажеров бросовые задачи, вроде звонков по телефону или курьерских обязанностей.
 
К сожалению, хотя молодые люди рано начинают искать работу, но это совсем не то призвание, которому они хотели бы посвятить жизнь. Пока у них сиюминутные желания: заработать на новый телефон, на развлечения. Они не умеют подходить к выбору осознанно, ставить цели, не понимают, какие надо предпринимать шаги, чтобы этих целей добиться, в том числе, и в построении карьеры.
 
Согласимся с мнением авторов исследования, что для поддержки молодых людей на старте карьеры нужны системные изменения, в которые будут включены образовательные учреждения, работодатели, некоммерческие организации и государственные службы.
 
Некоторые НКО в сотрудничестве с бизнесом создают программы профориентации и последующей помощи в трудоустройстве молодым людям с низкими стартовыми условиями – юношам и девушкам с инвалидностью, из малоимущих и многодетных семей, выпускникам детских домов. Так, программа благотворительного фонда «КАФ» и фонда Citi «Помощь на старте» направлена на распространение в России лучших практик в области содействия трудоустройству молодежи из уязвимых групп.
 
Таким образом, для успешного выхода молодых людей с низкими стартовыми возможностями на рынок труда нужны сопровождаемое трудоустройство, создание индивидуального карьерного плана, наставничество на рабочем месте, помощь в профессиональном самоопределении, обучение гибким навыкам, умению искать подходящие вакансии, проходить собеседование, писать резюме.
 
География проекта
г. Волгоград и Волгоградская область

Целевые группы

  1. Молодежь в возрасте от 14 до 35 лет: школьники, студенты и выпускники вузов и ссузов, специалисты г. Волгограда и Волгоградской области с низкими стартовыми возможностями, находящиеся на этапе становления профессионального самоопределения и профессиональной адаптации.

Контактная информация

г.Волгоград, ул. Дзержинского 4-16 (для писем).
г.Волгоград, пр. Ленина 197а (для посещения).
Телефон : 8-8442-98-41-53; 8-906-405-50-69; 8-902-312-82-60.
Email : poisk_lit@mail.ru